В СПб ГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская художественная школа №16» многонациональный коллектив преподавателей и учеников. В связи с этим преподавателями школы был разработан и успешно развивается с 2008г. проект «Радуга», который изначально был направлен на формирование культуры межнациональных отношений у детей разных национальностей и разных возрастов, обучающихся в школе. Воспитание культуры межнациональных отношений между детьми, подростками невозможно без привлечения взрослых. Участие родителей, семьи в проекте в этом смысле становится обязательным. Сделать их активными участника проекта также является задачей организаторов.
С 2008 по настоящее время в рамках проекта «Радуга» осуществляются мероприятия по пяти направлениям: «Традиционные культуры народов России и мира» (этно-художественное образование детей); «Семейные ценности»; «Военно-патриотическое»; «Забытый Петербург»; «Профориентация».
В школе ведутся циклы выставок, лекций, других мероприятий:
• цикл «Календарные обычаи, обряды и праздники» - это осенние обряды и традиции празднования Дня урожая; «Зимний Солнцеворот», празднование Нового года, Рождества, «Масленицы»; весенние обряды и традиции, Пасхальная неделя, неделя «Красная горка», (в течение всего учебного года с сентября по май)
- выставочный цикл «Наш общий мир» - Мы победили вместе! (май)
• цикл «Встречи» - знакомство учащихся с представителями различных художественных профессий посредством выставок, личных встреч и мастер – классов, лекции научных сотрудников ГРМ и Государственного Эрмитажа, (ноябрь – май)
• цикл выставок старых фотографий «Забытый Петербург» ко Дню города (май)
Учитывая ежегодную частичную ротацию учащихся школы, эти циклы периодичны и носят постоянный характер, тем более что в них заложены многовариантность и разнообразие решений.
Цели проекта:
• воспитание гармонично развитой личности с высоким потенциалом саморазвития и реализации в разных областях деятельности;
• с помощью проекта как формы творческого образования и художественного воспитания сформировать высокий общекультурный уровень подрастающего поколения;
• создание целостного представления у подрастающего поколения о национальных культурах как о последовательно и логично развивающемся образе мира на основе знаний о традиционных культурах, оказание помощи детям и подросткам разных национальностей в национальной самоидентификации;
• расширение географии деятельности - организация культурно-просветительской работы, интеграция форм и методов творческого воспитания в иные сферы общественной жизни (например, сотрудничество с иными образовательными учреждениями – центры дополнительного образования, больницы, приюты, библиотеки и т. п.);
• популяризация художественно-эстетического образования среди населения;
• повышение профессионального уровня преподавателей, обобщение и распространение педагогического опыта; повышение качества образовательного процесса.
Задачи проекта:
• формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
• воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
• формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
• привлечение наибольшего количества детей к творческой деятельности, формированию их заинтересованности;
• воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.